редакция от 04.11.2024
Минстрой и Ростехнадзор разъясняют: Восстановление проектной документации
Сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, настоящие письма не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер, а содержащиеся в них разъяснения вопросов применения нормативных правовых актов не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера и не препятствуют возможности руководствоваться непосредственно нормами законодательства.
Письмо Ростехнадзора от 10.01.2024 N 09-00-06/54 "О рассмотрении обращения"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПИСЬМО от 10 января 2024 г. N 09-00-06/54
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело обращение по вопросу технического перевооружения опасного производственного объекта и иным вопросам и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 10 статьи 15 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент) проектная документация здания или сооружения должна использоваться в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения.
Частью 8 статьи 15 Технического регламента установлено, что в проектной документации должна быть предусмотрена в объеме, необходимом для обеспечения безопасности здания и сооружения, доступность элементов строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения для определения фактических значений их параметров и других характеристик, а также параметров материалов, изделий и устройств, влияющих на безопасность здания или сооружения, в том числе в процессе его эксплуатации.
Таким образом, обеспечение безопасной эксплуатации зданий и сооружений опасных производственных объектов без проектной документации данных зданий и сооружений не представляется возможным.
При отсутствии (утере) проектной и исполнительной документации на опасном производственном объекте эксплуатирующая организация должна принять все меры по ее восстановлению.
Положениями нормативных правовых актов в области промышленной безопасности и градостроительного законодательства не установлено требований к порядку восстановления проектной документации. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, вправе определить способы восстановления проектной документации опасных производственных объектов самостоятельно.
Вместе с тем законодательство в области промышленной безопасности не содержит запрета на разработку документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае отсутствия (утери) проектной документации объекта капитального строительства.
Врио начальника Управления государственного строительного надзора
С.В.АЛЕШКИН
Письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых даются разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а также содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера
Письмо Минстроя России от 18.04.2023 N 10916-ОГ/08 "По вопросу восстановления проектной документации"
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 18 апреля 2023 г. N 10916-ОГ/08
Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросу о восстановлении проектной документации и сообщает.
В силу требований части 6 статьи 52, части 5 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) проектная документация является одним из документов, в соответствии с которым должно осуществляться строительство и реконструкция объекта капитального строительства, а также в соответствии с которым должна осуществляться эксплуатация зданий и сооружений.
Необходимость наличия проектной документации на стадии эксплуатации опасных производственных объектов (далее - ОПО) обусловлена требованиями промышленной безопасности.
В проектной документации ОПО, относящихся к пункту 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", к зданиям или сооружениям повышенного уровня ответственности должны быть предусмотрены конструктивные и организационно-технические меры по защите жизни и здоровья людей и окружающей среды от опасных последствий аварий в процессе строительства, эксплуатации, консервации и сноса (демонтажа) таких объектов.
Согласно подпункту 21 пункта 15 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по осуществлению федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, утвержденного приказом Ростехнадзора от 3 июля 2019 г. N 258, проектная документация на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, документация на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасных производственных объектов входит в перечень документов и (или) информации, истребуемых в ходе проверки лично у проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 10 статьи 15 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент) проектная документация здания или сооружения должна использоваться в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения.
Частью 8 статьи 15 Технического регламента установлено, что в проектной документации должна быть предусмотрена в объеме, необходимом для обеспечения безопасности здания или сооружения, доступность элементов строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения для определения фактических значений их параметров и других характеристик, а также параметров материалов, изделий и устройств, влияющих на безопасность здания или сооружения, в процессе его строительства и эксплуатации.
Согласно статье 2 Технического регламента жизненный цикл здания или сооружения - период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения.
В соответствии с » пунктом 5.1.1 ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" (далее - ГОСТ 31937-2011) цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции.
При комплексном обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для проведения вариантного проектирования реконструкции или капитального ремонта объекта.
Пунктом 5.1.2 ГОСТ 31937-2011 установлено, что при обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации (случай нормативного и работоспособного технического состояния).
В случае ограниченно работоспособного и аварийного состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для вариантного проектирования восстановления или усиления конструкций.
Результатом проводимых обследований является в том числе проектная документация, основные требования к которой установлены ГОСТ Р 21.101-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. "Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации".
В соответствии с » пунктом 3 Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требованиями, предъявляемыми к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, утвержденных приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. N 1128, исполнительная документация представляет собой текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по мере завершения определенных в проектной документации работ.
Исходя из пункта 4.4 указанного Свода правил организация приемки объекта возлагается на застройщика (технического заказчика), базовыми функциями которого в этом случае являются в том числе комплектование, хранение и передача соответствующим организациям исполнительной и эксплуатационной документации.
Кроме того, перечень проектной и исполнительной документации, подлежащей передаче, определен пунктом 4.18 СП 68.13330.2017. Свод правил. "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 3.01.04-87".
В отсутствие передачи указанных выше документов заказчик не сможет воспользоваться результатом выполненных подрядчиком работ, и отсутствие таких документов будет препятствовать дальнейшей эксплуатации построенного объекта, в связи с этим на подрядчика возлагается обязанность по ее предоставлению.
Таким образом, проектная документация объекта капитального строительства ОПО обеспечивает его безопасную эксплуатацию и подтверждает осуществление эксплуатационного контроля. В свою очередь, отсутствие проектной и технической документации на здание и сооружение не позволит эксплуатирующей организации организовать эксплуатационный контроль в силу закона.
На основании изложенного сообщается, что при отсутствии проектной и исполнительной документации эксплуатирующая организация должна принять все меры по ее восстановлению.
Заместитель директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры О.А.ДАШКОВА
См. также - Ростехнадзор разъясняет: Утеряна проектная документация на ОПО
Источник: © КонсультантПлюс
Разделы сайта, связанные с этой новостью:
Последовательность событий и новостей по этой теме
(перемещение по цепочке новостей, связанных друг с другом)
- Минстрой и Ростехнадзор разъясняют: Восстановление проектной документации
- Ростехнадзор разъясняет: Проектирование объектов металлургии
- Ростехнадзор разъясняет: Проектирование ОПО, на которых используется оборудование под давлением
- Ростехнадзор разъясняет: Проектирование складов сжиженных углеводородных газов (СУГ) и легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ)
- Ростехнадзор разъясняет: Нормы проектирования систем маслораздачи и хранения масла (маслораздаточных)
- Ростехнадзор разъясняет: Проектирование сетей газораспределения и газопотребления из материалов, альтернативных металлу
- Ростехнадзор разъясняет: Проектирование химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств
- Ростехнадзор разъясняет: Проектирование технологических трубопроводов
- Ростехнадзор разъясняет: Утеряна проектная документация на ОПО
- Ростехнадзор разъясняет: Проектирование сетей газораспределения и газопотребления
- Ростехнадзор разъясняет: Проектирование и изготовление котлов, сосудов
- Ростехнадзор разъясняет: Масляный холодильник (теплообменник) относят к сосудам, работающим под избыточным давлением, при проектировании
- Проблемы технического регулирования при проектировании и строительстве опасных производственных объектов
- Письмо Госстроя от 06.06.2013 N 5061-ДБ/12/ГС О разъяснении нормативно-правовых и нормативно-технических документов в области проектирования особо опасных производственных объектов
- О совершенствовании нормативной базы проектирования зданий холодильников
Другие новости в группе "Нормативные документы"
(перемещение по новостям в группе)